воскресенье, 28 июля 2013 г.

"Ты теперь большой!". Второй ребенок в семье



Здравствуйте, читатели и гости моего блога! 
Написание данной статьи было вызвано ситуацией, в  которой  мне  пришлось оказаться. Недавно в  одной  из очередей я  познакомилась с мамой у  которой двое детей. Вот  фрагмент нашего разговора. 
-Моя старшая  дочь  стала  невыносимой! Не  дает игрушки  сестренке, бьет ее, обзывается. Не знаю,  что с  ней делать!
-Сколько лет  старшей? - спросила я.      
-Да  уже  скоро 5 - большая  ведь стала! Сестренка  младше  ее на  целых три года! 
Эта ситуация, к  сожалению, типичная. С  появлением второго ребенка для  многих родителей старший  автоматически  становится  большим, старшим. Вот так: был маленький, любимый, все  внимание  было  для  него одного,  а  тут раз - и стал большой - за  несколько дней  вырос....

Появление брата (сестры) для  ребенка является  стрессовой  ситуацией. У него теперь есть конкурент, которому достается все внимание взрослых. «А ты уже большой (большая), можешь и сам (сама) справиться», — часто слышит ребенок. Конечно, такие перемены вызывают страх. Страх, что родители больше не будут о нем заботиться, что он лишится их любви. А уж этот страх может принимать различные выражения: плохой сон, страшные  сновидения, капризы, потеря  аппетита  и  др. . 
Страх, испытываемый ребенком, который переживает стресс, является защитной реакцией. Конечно, малыш не думает сознательно — вот, сейчас покажу, что боюсь, и меня снова полюбят. Страх тем не менее приходит ему на помощь. Родители теперь действительно обратят внимание на эмоциональное состояние малыша.
При появлении братика или сестренки ребенок, как правило, испытывает стресс. Избежать его практически невозможно. В дальнейшей жизни ребенок встретится с большим количеством стрессовых ситуаций. Поэтому ему необходимо научиться с ними справляться.
Как же родители могут помочь ребенку преодолеть тревогу и страхи в подобной ситуации?
Прежде всего отметим, что пытаться убедить малыша в отсутствии угрозы бесполезно.
Что действительно необходимо ребенку — это вернуть уверенность, что он по-прежнему любим и дорог. Говорите ребенку еще чаще, чем прежде, как сильно вы его любите. Еще чаще, чем прежде, старайтесь приласкать, обнять, поцеловать.
Важно также подготовить малыша к предстоящему событию, могущему вызвать стресс. Важно говорить не  только о том, как здорово иметь братика, но  и  о минусах появления младенца в доме. Ребенка  необходимо готовить  к тому, что действительно произойдет. Что маленький ребенок часто и громко плачет. Что родители будут вынуждены практически все время уделять младенцу. 
Как это не странно звучит, но с появлением второго ребенка  - старшему   необходимо уделять больше внимания, чем  малышу. 
Когда  у  меня  появился  второй ребенок старшему было 12 лет (пик  подросткового кризиса) и мне  понадобился целый  год кропотливой работы для  того, чтобы  сын  принял и  полюбил брата и это несмотря на  то,   что я  готовила его заранее.   

Терпения и мудрости Вам  в  этот непростой, но очень радостный период.

Для написания статьи использовалась книга Евгении Чех Мне не  страшно. Расскажи  мне  сказку. -СПб.: Речь, 2011.

8 комментариев:

  1. Как ребенка не готовь, он все равно будет ущемлен с появлением на свет малыша. Уже не будет того внимания и времени, которое раньше уделялось ему одному. Родителям нужно приложить максимум усилий, чтобы такой "взрослый" ребенок по прежнему ощущал себя любимым.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Согласна, Елена, трудности будут обязательно (сама с этим столкнулась), но все в руках мудрых родителей, а если трудности не уходят, то есть специалисты, которые помогут справиться с ними. Спасибо за комментарий!

      Удалить
  2. Эх.. Испытала все это на своем опыте - в 6,5 лет вдруг стала "большая". Еще и в школу одновременно пошла (сестра 7 сентября родилась). Мама на мой взгляд даже не пыталась как-то прилагать усилия - для нее было очевидно: сестра маленькая, я большая, плюс еще наложилась: сестра маленькая - значит права, я большая, значит не права. Итог: с сестрой у нас практически нет никакой душевной связи... Обидно. Родная сестра как бы есть и как бы нет...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Многие наши проблемы родом из детства. К сожалению не все родители понимают какой стресс испытывает ребенок когда вдруг появляется еще один малыш. У меня похожая история с моим братом, только я была младшей...

      Удалить
  3. Вы знаете, я считаю что если родители имеют подход к своему ребенку они смогут все трудности пережить.

    http://beautyselective.blogspot.ru/

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Юлия, я согласна с Вами. Найти и сохранить подход к своему ребенку очень важно.

      Удалить
  4. Я тоже стала большой с появлением младшей сестры ,в 4 года. Я всегда должна была за ней смотреть ,отдавать свои игрушки ,книжки ,вещи ,даже если я этого не хотела .Сейчас мы с ней дружим ,у нас свои семьи . У меня две дочки ,разница 4 года и я все делаю , чтобы мои дети дружили и им было хорошо вместе ,а не напрягаю их друг другом .

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Очень разумное поведение! У моих детей разница 12 лет и весь первый год ушел на принятие брата, но сейчас они близкие люди.

      Удалить

Вы хотите оставить комментарий, но не знаете, КАК? Очень просто!
- Нажмите на стрелку рядом с окошком Подпись комментария.
- Выберите Имя
- Впишите своё имя или ник.
- Нажмите Продолжить и пишите всё, что хотели!
- Теперь нажмите Публикация. Спасибо!

LinkWithin

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...